уход за аккумулятором

Процессы, которые происходят в аккумуляторе, важны не исключительно с теоретической точки зрения. Вам, видимо, хорошо знакомая такая картина. Вы делаете несколько попыток завести мотор, однако ваш аккумулятор отказывается оборачивать коленчатый вал с необходимой скоростью (60-80 об/мин). Коленвал крутит постепенно и, в конце концов, останавливается. Вы начинаете искать помощника. Не обнаружив, поворачиваетесь к своей машине, упомянув нехорошим словом свой любимый автомобиль). После бушующего проявления чувств вы еще разок пробуете завести мотор — и он таки заводится. Что же случилось?

После ваших множественных попыток завести авто, возле пластин аккумулятора образовалась вода и изолировала существенную часть поверхности пластин от электролита. Очевидно, при этом ваш аккумулятор потерял способность давать необходимый ток. Покуда вы бегали в поисках помощи, вода смешалась с электролитом и аккумулятор восстановил свою дееспособность. При разрядке автомобильного аккумулятора на его пластинах образовывается сульфат свинца, который при зарядке батареи в раствор не переходит. Он закрывает поверхность энергичной массы пластин, мешая притоку электролита, увеличивает внутреннюю обструкцию пластин и их температуру, от чего активная масса немного вспучивается и осыпается. Восстанавливать такую батарею бывает трудно, а зачастую и невозможно.

Причин этому несколько. Назовем основные:

  • разряды током крупный силы;
  • продолжительное хранение батареи с электролитом в разряженном состоянии;
  • использование электролита очень большой плотности;
  • работа батареи при высокой температуре электролита (более 45 С);
  • повышенный уровень электролита;
  • оголение верхней части пластин из-за пониженного уровня электролита.

Признаки сульфатации аккумулятора

sulfation akb 1

Какие же признаки сульфатации?

  • автоаккумулятор слабо принимает заряд;
  • стремительное, больше чем у исправного автомобильного аккумулятора, выделение газов («кипение») при зарядке;
  • незначительное возрастание плотности электролита после продолжительной зарядки;
  • стремительное нагревание электролита в процессе зарядки;
  • существенное снижение емкости батареи (батарея разряжается «садится» после 2-х запусков).

От этого возможно избавиться, применив особый заряд, однако надо понимать, что после этого емкость батареи на все 100% не восстанавливается, а время е службы гораздо сокращается.

Профилактика сульфатации

  • не допускайте сильного разряда батареи. Летом для этого достаточно с периодичностью раз в 7-10 дней выполнять поездки длительностью не менее 40-45 минут, зимой периодически подзаряжать батарею зарядным устройством;
  • если АКБ обслуживаемая – следите за уровнем электролита;
  • покупайте аккумулятор немного большей ёмкости, чем указано в паспорте автомобиля, особенно это актуально для авто с дизельным мотором и при использовании большого количества дополнительного электрооборудования;
  • избегайте езды на разряженных аккумуляторах – это чревато глубокими разрядами и ускоренной сульфатацией пластин.

Десульфатация АКБ обычной зарядкой

desulfatatsiya akb 2

Покупать специальный дорогой прибор, который может достигать стоимости практически как новый аккумулятор, не самый оптимальный вариант. Но оказывается, что десульфатацию можно выполнить и обычной зарядкой, но только если оно позволяет регулировать параметры тока и напряжения на выходе.

Что касается алгоритмов избавления пластин от сульфата свинца, то их существует немалое количество. При использовании любого метода необходимо убедиться, что помещение, в котором проводятся работы, хорошо вентилируемое – при длительной работе ЗУ даже из необслуживаемых аккумуляторов будет выделяться немалое количество паров электролита, отрицательно влияющего на дыхательную систему. Запрещено также пользоваться открытым огнем вблизи заряжаемого аккумулятора, так как пары, выделяемые в процессе зарядки АКБ — взрывоопасны.

Пример действий для десульфатации АКБ простой зарядкой (с регулируемыми параметрами):

  1. Перед началом работ батарею нужно разрядить до плотности 1,08 г/см3;
  2. Устанавливаем на ЗУ значения тока заряда 1 ампер при напряжении, равном 14,1 В плюс-минус 0,2 В;
  3. Подключаем аккумулятор и оставляем заряжаться около 8 часов;
  4. В результате плотность должна остаться на том же уровне, а вольтаж немного подняться (на несколько В);
  5. Отключаем АКБ и даём ему разрядиться на протяжении суток без дополнительной нагрузки;
  6. Снова ставим батарею на зарядку на 6-8 часов при том же напряжении, увеличив силу тока вдвое, вплоть до 2,5 А;
  7. Выходное напряжение аккумулятора снова немного вырастет, но начнёт увеличиваться и плотность;
  8. Снова разряжаем АКБ, но на этот раз с использованием нагрузки (например, подключаем лампу дальнего света). Время разряда – примерно 8 часов. Главное — нужно следить, чтобы напряжение АКБ держалось выше 9,0 В;
  9. Повторяем пункты 2-8, следя за плотностью электролита. Она должна увеличиться. Нужно выполнить столько циклов, сколько нужно, чтобы плотность поднялась до номинала (1,27 г/см3).

Помните, что любая батарея имеет свой ресурс, по исчерпании которого, увы, никакая десульфатация вам не поможет.