передние тормозные диски на авто

Тормозные диски – это неотъемлемая часть тормозной системы, независимо от её конструкции: дисковой или дисково-барабанной. Во время движения автомобиля они вращаются синхронно с колесами, создавая работающие пары с тормозными колодками. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, тормозная жидкость передает давление на колесные тормозные цилиндры. Их поршни выдвигаются, обеспечивая прижим колодок к рабочей поверхности диска. Этот процесс обеспечивает замедление или полную остановку автомобиля.

Материал, из которого изготавливают тормозные диски, чаще всего – прочные и износостойкие металлы, в частности, чугун. При трении, возникающем при соприкосновении колодок с вращающимся диском, выделяется тепло, которое нагревает диск. В нормальных условиях температура нагрева металла диска колеблется от 200 до 350 градусов Цельсия. Превышение этих показателей указывает на избыточный нагрев, что может снизить эффективность торможения и ухудшить управляемость автомобиля. Давайте более детально рассмотрим основные факторы перегрева.

Причины перегрева. В чем корень проблемы?

Основные факторы перегрева передних тормозных дисков автомобиля включают в себя следующее:

  • Агрессивный стиль вождения;
  • Заклинивание суппорта;
  • Экстренное торможение.

Передний тормозной диск несет на себе значительную нагрузку, поэтому нагревается интенсивнее заднего. При активной езде он не успевает остывать из-за постоянного трения. Если вы не хотите часто менять диски, рекомендуется изменить свой стиль вождения или перейти на перфорированные или вентилируемые диски.

В случае заклинивания направляющих суппорта колодка плотно прижимается к диску, что постоянно вызывает его нагрев. Единственным способом решения проблемы является своевременная чистка и смазка суппорта с тщательной проверкой всех его элементов.

Еще одной распространенной причиной перегрева диска на передних колесах является экстренное торможение в условиях:

  • Экстренного торможения;
  • Длительного спуска с горы или наклона;
  • Езды с прицепом и тяжелым грузом;
  • Буксировки автомобиля.

Когда водителю приходится часто использовать тормоза, важно минимизировать нагрузку на тормозную систему. Следует использовать торможение двигателем, поддерживая приблизительно одинаковую скорость движения. Это позволяет сохранить целостность передних тормозных дисков и уменьшить износ тормозных колодок.

Греются исключительно передние тормозные диски

При торможении передние колеса оси испытывают значительно большую нагрузку по сравнению с задними. Это является особенностью особенно моделей с барабанно-дисковой тормозной системой. Перегрев неизношенных и исправных дисков может произойти при длительных спусках по наклонной местности или при движении с прицепом. Также передние тормозные диски могут перегреваться, превышая нормальные температуры, если водителю часто приходится тормозить на перегруженном автомобиле.

Перегрев только задних тормозных дисков

Избыточный нагрев рабочей поверхности задних тормозных дисков часто ассоциируется с перетягиванием или заклиниванием троса ручного тормоза. Застрявший трос вызывает увеличение усилия на задней оси, в результате чего диски прогреваются сверх нормы.

Перегрев новых тормозных дисков после замены

Тормозные диски не включены в категорию расходных деталей. Тем не менее, необходимо их заменять не реже, чем раз в 120-150 тыс. км пробега, обязательно вместе с тормозными колодками. Новые компоненты, лишенные признаков износа, могут перегреваться в процессе работы. Распространенными причинами этой проблемы являются:

  1. Неправильная прикатка: если в первые 200-300 км после замены колодок и дисков водитель предпочитает резкие торможения, особенно после разгона до высокой скорости, это может вызвать перегрев и неравномерный износ металла.
  2. Брак производства: любые механические дефекты тормозного диска приводят к нарушению процесса трения колодок о диски при торможении, из-за чего металл не рассеивает тепло, а, наоборот, его накапливает, что приводит к перегреву.
  3. Неправильная установка: если крепежные болты дисков недостаточно крепко закручены или установлены в неправильной последовательности, это может нарушить взаимодействие пары «колодка-диск», в результате чего тормозной диск перегревается.

тормозной диск

Перегрев дисков после замены тормозных колодок

После плановой установки новых колодок тормозные диски, уже находящиеся в эксплуатации, могут заметно перегреваться, и причины этого явления не ограничиваются только неправильной прикаткой.

Почему возникает перегрев после замены колодок:

  1. Износ ротора: если диск износился, и толщина его металла превысила установленный производителем минимум, ротор не способен эффективно рассеивать тепло, что приводит к его перегреву.
  2. Несовместимость материала фрикционного слоя колодок с металлом ротора: при установке колодок с материалом, несовместимым с металлом диска, не удается достигнуть необходимого коэффициента трения, что вызывает перегрев диска и снижение эффективности торможения.
  3. Нарушение технологии установки колодок, в результате чего они неправильно прилегают к диску в момент торможения, что может вызвать перегрев и ухудшение тормозных характеристик.

При замене тормозных колодок рекомендуется внимательно оценить степень износа тормозных дисков. Толщину материала ротора измеряют высокоточным механическим или электронным штангенциркулем в нескольких точках, после чего сравнивают полученные значения с рекомендованными производителем параметрами. Если металл изношен до критических значений, рекомендуется немедленно заменить диск новым.

При активном стиле вождения и частых экстренных торможениях

Интенсивные торможения, особенно при высокой скорости или при попытках вести автомобиль в дрифт, способствуют значительному нагреванию металла диска из-за излишне сильного трения колодок. При агрессивном управлении автомобилем диски подвергаются быстрому износу.

При заедании суппорта

Суппорт является важной частью тормозной системы, отвечающей за прижатие тормозных колодок к диску при попытках замедлить или остановить автомобиль. Он представляет собой массивную металлическую скобу, охватывающую диск с обеих сторон. Внутри суппорта располагаются колесные (рабочие) тормозные цилиндры.

Под воздействием гидравлического давления, передаваемого тормозной жидкостью, поршни цилиндров выдвигаются, обеспечивая прижим колодок к диску. При нормальной работе цилиндры поршни свободно двигаются и после отпускания педали тормоза, благодаря пружинам, возвращаются в исходные положения в корпус цилиндра. Если поршни покрыты коррозией, загрязнены или закисли в цилиндре, это приводит к нарушению их движения. В результате поршни после отпускания педали тормоза не возвращаются в исходное положение, оставаясь выдвинутыми. Диск удерживается колодками после торможения, что приводит к заеданию колеса и перегреву диска при попытках движения.

Другие причины заедания суппорта:

  • Заедание скобы (держателя) суппорта из-за накопления ржавчины или загрязнения;
  • Нерегулярная смазка направляющих суппортов специальными антикоррозийными смазками (WD-40, «Жидкий ключ»);
  • Коррозия и прикипание крепежных болтов суппорта;
  • Износ или повреждение манжет рабочих тормозных цилиндров, что приводит к нарушению движения поршней;
  • Использование несовместимой тормозной жидкости, вызывающей расширение манжет рабочих тормозных цилиндров.

Признаки заедания суппорта включают не только перегрев металла дисков, но и смещение автомобиля в сторону при торможении, скрежет, а также подтормаживание при движении.

tormoznue diski 03 1

Разгерметизация одного из кругов главного тормозного цилиндра

При утечке гидравлической жидкости из одного из двух контуров главного тормозного цилиндра нарушается равновесие давления, что приводит к неравномерному распределению тормозной силы. Это в свою очередь вызывает неправильное отделение колодок от тормозного диска, что приводит к избыточному нагреву ротора.

Деформация тормозного диска

Тормозные диски, закаленные при неправильной эксплуатации, могут перегреваться сверх установленной температурной нормы. Деформация возникает как следствие температурного шока, который металл испытывает в процессе эксплуатации.

В производстве тормозных дисков часто используется чугун с характерной кристаллической структурой. Если чугунный диск резко нагреть до температуры выше 400 градусов Цельсия, а затем подвергнуть температурному шоку, например, въехав колесом в лужу или налив воду на колеса, металл изменит свою структуру, становясь схожим с цементитом. Этот материал более твердый по сравнению с обычным чугуном. Как результат, поверхность чугуна становится скользкой, подобной ледяной корке, и коэффициент трения снижается. При нажатии на педаль тормоза не обеспечивается необходимое трение между колодками и металлом. Диск начинает скользить при контакте с колодками, что делает торможение малоэффективным.

Тормозные диски из чугуна, подвергшиеся структурным изменениям из-за резких колебаний температуры, подвержены деформации. Неровности на рабочей поверхности диска не способствуют рассеиванию тепла, а, наоборот, приводят к его накоплению, что в итоге вызывает перегрев в процессе эксплуатации. Кроме того, перегретый и деформированный диск при резком торможении может разбиться на части, что приведет к потере управляемости автомобиля.

Перегрев тормозного диска на одной стороне

Возможен перегрев диска только на одном из колес. Распространенные причины этой проблемы включают:

  1. Износ или разрыв подшипника ступицы: отсутствие надежной фиксации колеса к ступице приводит к люфту, что вызывает перегрев ступичного подшипника вместе с диском.
  2. Заклинивание суппорта из-за коррозии, недостаточной смазки, деформации направляющих, разбухания или износа манжет рабочего (колесного) тормозного цилиндра или закисания его поршней.
  3. Выработка или коррозия скобы суппорта, что приводит к нарушению движения тормозных колодок.
  4. Прилипание грязи на колодках, ухудшающее контакт с ротором диска.
  5. Неравномерный износ металла дисков на одной оси: диск с большей степенью износа нагревается сильнее.

Также перегрев диска на одной стороне может быть вызван трещинами, образовавшимися из-за критического износа ротора.

Как избавиться от перегрева тормозных дисков

Если обнаружен чрезмерный нагрев дисков после поездок по горным дорогам, перевозки больших грузов или частых циклов «разгон-торможение», достаточно устранить факторы, вызывающие проблему. Не рекомендуется поливать диски водой в попытках охладить металл, так как это может привести к закаливанию рабочей поверхности.

Как избавиться от перегрева, учитывая его причину:

  1. При перегреве дисков задних колес проверьте состояние троса ручного тормоза и, если он перетянут или поврежден, обратитесь к автомеханикам для устранения неполадки.
  2. При заметном нагреве диска только с одной стороны проверьте состояние подшипника ступицы перегретого колеса и замените его при необходимости.
  3. При перегреве диска, вызванном заклиниванием направляющих и скобы, проверьте эти детали на наличие загрязнений и коррозии, а после очистки смажьте специальной смазкой для тормозов.
  4. При износе поршней и манжет тормозных цилиндров установите новый ремкомплект.

Чтобы избежать перегрева после замены тормозных дисков и колодок, уделяйте внимание правильной установке и прикатке. Меняйте диски вместе с колодками при пробеге, указанном в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Важно использовать диски и колодки, рекомендованные для вашей марки и модели автомобиля. После каждой установки новых тормозных колодок обратите внимание на смазку направляющих суппорта специальной термостойкой смазкой. Используйте тормозную жидкость, подходящую для вашего автомобиля. Соблюдение манеры вождения без резких торможений поможет поддерживать рабочий ресурс и предотвращать излишний нагрев тормозных дисков.

От Yuriy